28.03.2024

Удивительный древнерусский промысел - филимоновская игрушка. Филимоновская роспись: история возникновения филимоновской росписи, специфика материалов и выбор глины, тематика изображений (животные, сюжетные сценки, свистульки) Филимоновская роспись


Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.

Вот так выглядят филимоновские игрушки.

Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.

История возникновения

Филимоновская игрушка имеет такое название по деревне Филимонова в Тульской области. Возник этот промысел в 19 веке. В начале 20 века он не раз угасал, но в 1960-х годах снова возродился благодаря старым умельцам.

Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).

Существует легенда о том, что деревня, где изготавливаются игрушки, была названа в честь горшечника Филимона: он обнаружил залежи глины в этом месте, из которой впоследствии и стали делать посуду и игрушки. Девушек, которые занимались изготовлением игрушечных фигурок, называли «свистульками». Изделия выставлялись на ярмарке, за них выручали деньги и откладывали средства на приданое.


Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.

На сегодняшнее время

За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от , все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

  1. треугольник – земля;
  2. круг – солнце,
  3. елочки и росточки – символы жизни.

Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

Именно поэтому в них свистели на похоронах, а затем клали игрушки в гроб покойнику.

С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

Материалы для скачивания

Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

Картинки и фото


Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?
Карточки.
слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.

Раскраски

Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.


«ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ. ЕЕ ОБРАЗЫ, СЮЖЕТЫ И РОСПИСЬ».

Руководитель: Земская Е.А.

Цель работы: Познакомиться с историей возникновения и развития филимоновской игрушки, сравнить ее с дымковской игрушкой, собрать необходимый материал для создания книжки-малышки в помощь учителю начальных классов.

Задачи работы:

    проанализировать литературу, связанную с историей возникновения игрушки;

    из беседы с одноклассниками узнать, имеют ли они представление о народных глиняных игрушках;

    познакомить одноклассников и учащихся нашей школы с технологией изготовления филимоновской игрушки;

    провести анализ игрушек в магазинах сувениров; «Присутствует ли филимоновская игрушка в продаже? Если нет, то почему?»;

    создать книжку-малышку из собранного материала в помощь учителю начальных классов;

    провести выставку глиняных игрушек в школьном музее.

ГИПОТЕЗА: состоит в том, что народные традиции не должны быть забыты, т.к. они несут в себе память прошлого, без которого у человека нет будущего.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Изучение литературы по теме «Филимоновская игрушка»;

Работа в ТОКМ с имеющимися экспонатами игрушек;

Беседы с одноклассниками, учителями;

Посещение сувенирных лавок;

Посещение музея славянской мифологии.

ВВЕДЕНИЕ.

Как говорится, «умелые руки голодными не останутся» - ремесло всегда было в почете.

Россия вправе гордиться своими замечательными мастерами, которые и храм без единого гвоздя могли построить, и блоху подковать.

Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам, изделия которых дарили людям тепло и радость».

Как-то на занятии в кружке глиняной игрушки, я услышала рассказ о филимоновских мастерах и заинтересовалась их творчеством. Меня удивило то, что взрослые люди занимались изготовлением игрушек, свистулек, когда и так работы хватало. Зачем им это? И вот, что я узнала.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

    сначала накладывают желтые полосы и пятна;

    потом их обводят красным;

    затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца.

Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

ИЗ БЕСЕД С ОДНОКЛАССНИКАМИ

Я поняла, что они имеют самое малое представление о мастерах – игрушечниках. Не могут различить дымковскую и филимоновскую игрушку. Тогда, на занятии в кружке глиняной игрушки я вылепила несколько филимоновских и дымковских игрушек и рассказала о них ребятам.

Я считаю, что, не зная истории своей Родины, человек не сможет оценить настоящее и будущее своей страны. В музее мы провели выставку глиняных игрушек, на которую пригласили всех желающих.

Выставкой заинтересовались не только дети, но и учителя, которые попросили помочь в составлении пособия для изучения игрушечных промыслов.

ИЗ ПОСЕЩЕНИЯ СУВЕНИРНЫХ ЛАВОК

Я узнала, что филимоновская игрушка не представлена ни в одном магазине. Спросом у покупателей не пользуется, да и многие продавцы не имеют представления о тех игрушках, которые есть в магазине, а тем более о филимоновской игрушке. Тогда я решила сходить в музей Славянской мифологии.

В музее Славянской мифологии филимоновской игрушки нет. Посетители заказывают игрушку из Тулы. Стоимость игрушки от 200 – 2000 рублей. По словам экскурсовода, все поступившие игрушки разбирают быстро.

ИТОГ РАБОТЫ:

Итогом работы стало создание коллекции филимоновской игрушки, книжки-малышки для проведения занятий с учащимися младших классов.

ВЫВОДЫ.

В заключение я задаю себе вопрос:

Чем была полезна для меня работа?

    Я узнала много нового и интересного.

    Я научилась работать с дополнительной литературой, анализировать полученные данные.

    Я поняла, что современные школьники мало знакомы с русскими традициями, и моя задача: познакомить их поближе.

    По результатам исследования сувениров в магазинах г. Томска можно сделать вывод, что жители нашего города мало знакомы с традиционными народными промыслами нашей Родины. Чаще покупают игрушки китайского производства, связанные с символами наступившего года. Хотелось бы убедить всех в том, что филимоновская игрушка – прекрасный подарок, весёлая, жизнеутверждающая свистулька, которая и настроение поднимет, и дом от негатива сбережёт!

    Я надеюсь, что пособие по изучению филимоновской игрушки будет полезным не только учителям нашей школы, но и детям и родителям.

Народная игрушка – явление в русской культуре значительное, в ней отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Литература

    Блинов Г.М. Чудо-Кони, чудо-птицы. М.: “Детская литература” ,1977.

    Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. “Просвещение”, 1968.

    Фролова Е.Н., Чистый источник. М.: “Мол. Гвардия”, 1990.

    Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка” О.Яковлева.

1.Цель работы.

2.Задачи работы.

3.Гипотеза.

4.Методы исследования.

5.Введение.

6.История возникновения Филимоновской игрушки.

игрушки «петушок» 38-39 Лепка. Подарок... . 2005г. Т. Носова «Каргопольская игрушка », Мозаика-Синтез, Москва. 2005г. «Филимоновские свистульки», Мозаика-Синтез...
  • Конспект урока по ручному труду: «Технология изготовления плоской игрушки»

    Урок

    Учащихся с последовательностью изготовления игрушки с использованием ручных швов; ... деревне Филимоново, называли их филимоновской игрушкой . Старожилы говорят:« Места наши... последовательность процесса выполнения мягкой игрушки , т.е расставить в нужной...

  • Задачи: Развивающие: развитие креативности: творческого воображения, творческой активности, творческих способностей; развитие эстетического вкуса и художественных потребностей ребенка

    Документ

    Посмотреть небольшой фильм о происхождении филимоновской игрушки . Презентация «Филимоновская игрушка » В-ль: У филимоновских игрушек есть отличительная особенность...

  • Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «умельцы-художники»

    Программа

    Умельцы» 1 2 Народное искусство 2 3 Дымковская игрушка 2 4 Филимоновская игрушка 2 5 Каргопольская игрушка 2 6 Богородская игрушка 1 7 Русская матрешка 2 8 Хохлом 1 9 Гжель...

  • Филимоновская роспись – один из видов народного творчества родом из Тульской области, а именно из деревни Филимоново, где активно развивалось гончарное дело. Глина в этих местах очень пластичная и жирная. Изначально она черно-синего цвета, а после обжига становится белой или чуть розовой. Мастера делали посуду, мастерицы – игрушки-свистульки. Получившиеся глиняные изделия расписывали особым образом желтыми, красными и зелеными полосками.

    Филимоновская игрушка отличается своими вытянутыми формами. Все животные – собаки, олени, козлики, петухи, лошади – имеют длинные шеи и тонкие ноги. Отличаются животные между собой только формой головы, рогами и ушами. Из людей основные персонажи – барыни, солдаты, всадники, редко изображали крестьянок. Люди тоже имеют непропорционально вытянутые формы. Почти все игрушки – свистульки. Свисток расположен у животных в хвосте, а у людей – в курице, которую они несут подмышкой.

    До сих пор сохранились общества мастеров в Тульской области, которые промышляют игрушкой, придумывая новые сюжеты, но по-прежнему придерживаясь традиционной росписи.

    Учимся технике

    Этот мастер-класс будет интересен не только детям, но и взрослым, интересующимся историей и народным искусством. Освоить элементы росписи не составит труда. Для начала нужно разобраться, какие отличительные особенности имеет именно эта роспись.

    Чтобы потренироваться в росписи, необходимо подготовить лист бумаги и желтую, зеленую и красную краску (гуашь или акварель).

    Эти цвета выбраны неспроста. Желтый цвет символизирует солнце, зеленый – возрождение жизни и молодость, а красный – символ земли и огня. Можно предположить, что мастера из Филимоново очень любили жизнь и радовались каждому дню. Именно поэтому игрушки получались такими яркими.

    Дополнительными цветами являются фуксия и бирюзовый. Нередко можно увидеть барынь в малиновых кофтах или петушков с малиновыми гребнями, а всадников в бирюзовых шапках. Для росписи также понадобятся кисточки разной толщины, так как широкие полоски, как правило, чередуются с более тонкими.

    Когда все будет подготовлено, можно приступать к работе. Для того чтобы понять принцип росписи, следует поэтапно выполнять следующие действия:

    1. Взять толстую кисть, окунуть в желтую краску и провести на бумаге несколько широких полос друг под другом через равное расстояние;
    1. С помощью тонкой кисточки малиновой, красной или зеленой краской сделать тонкие полосы по краям желтой (краски можно чередовать);
    1. Провести полосы посередине желтых и белых полос;
    1. Попробовать сделать и другие узоры, характерные для барских юбок: «веточки», штриховку, косые линии, «солнышко».

    Главная особенность этой росписи – полосы желтого и белого цветов являются основными, они задают фон будущему рисунку, поэтому они должны быть достаточно широкие. Все остальные полоски разных цветов делаются тонкими и чередуются.

    Кроме того, необходимо соблюдать толщину всех полосок и расстояние между ними, они не должны «сползать» или перекрывать друг друга полностью.

    Также из бумаги можно вырезать шаблон игрушки, чтобы было интереснее и понятнее наносить роспись, особенно детям. Контурный рисунок традиционной игрушки из деревни Филимонова можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или использовать уже готовые раскраски.

    Когда роспись на бумаге будет хорошо получаться и напоминать традиционную, можно приступать к росписи глиняной игрушки, например, лошадки. Опираясь на инструкцию и картинки ниже, раскрасить игрушку не составит труда.

    Пожалуй, самое сложное – наносить ровные полоски по всему объему. Для этого нужно крепко придерживать игрушку и следить за ровными движениями кисти.

    Для росписи понадобятся следующие материалы и инструменты:

    • игрушка-свистулька в виде лошадки;
    • акриловая или гуашевая краска желтого, малинового и сине-зеленого цветов;
    • кисти разного размера;
    • вода в баночке;
    • тряпка для рук и кистей.

    Как раскрашиваем:

    1. Широкой кистью делаем поперек туловища две-три желтые полосы через равные расстояния (должны остаться белые полосы примерно такой же ширины);

    1. На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее;

    1. От поперечной полосы на туловище проводит полоски вдоль к хвосту;

    1. Меняем кисть на более тонкую и начинаем рисовать малиновые полоски рядом с желтыми по двум сторонам;

    1. Раскрашиваем мордочку и ушки;

    Филимоновская роспись возникла в самом центре России недалеко от городка Одоев, который находится в Тульской области. Согласно существующей легенде, еще при царе Иване Грозном в том месте возникло великое ремесло - гончарство, и во владении у князя Воротынского был знаменитый гончар Филимон, в честь которого и прозвана данная роспись. Считается, что именно он смог найти качественную глину, которая потом расписывалась в превосходные филимоновские узоры или орнаменты.

    Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита , так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX-XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.

    Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.

    Виды и рисунки детских филимоновских игрушек

    В начале XX века данное ремесло почти что пропало, но в послевоенные годы опять начало активно развиваться, так как тогдашнее руководство страны всячески поддерживало народное искусство. Среди старинных образов из таких игрушек самыми основными являются:

    Более поздними филимоновскими игрушками считаются:

    1. Танцевальная пара солдата и барышни, которые назывались прозвищем Любота.
    2. Образ Ивана, который согласно сказке словил красавицу Жар-птицу.
    3. Солдат с куркой или с конем - это символ повседневной жизни в маленькой деревушке.
    4. Образ Чаепития, посвященный самовароварению.

    Характерной особенностью филимоновских игрушек является то, что при изготовлении отсутствует шаблон. Мастер просто из куска глины делает опрятную, определенную заготовку согласно традиционным параметрам.

    Галерея: филимоновская игрушка (25 фото)















    Значение узоров или орнаментов

    Данные узоры либо же орнаменты имеют нотки языческой символики . Например, изображение двух перекрученных линий, что означает символ языческого бога Солнца. Все элементы должны напоминать неразрывающую связь природы с человеком, поэтому каждый символ что-то означает, а именно:

    1. Треугольник изображает землю.
    2. Елочки - живую растительность.
    3. Зигзаг - это вода.

    Филимоновская роспись совершенно неповторима и уникальна в своем образе. Орнаменты все время изменяются. Рисунки постоянно меняют цветовую гамму. По старинным верованиям каждый узор заключает в себя сильную духовную силу, защищающую людей от любого зла.

    Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки

    Цвета - это основная деталь в филимоновской росписи. Основными являются желтый, красный, зеленый, потому что любой из них означает определенный смысл , а именно:

    1. Красный - символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа.
    2. Зеленый - возобновление самой жизни.
    3. Желтый - цвет величественного солнца, а также огня.

    Характерная особенность филимоновской росписи - это то, что при обработке методом обжига она после приобретает идеальный белый цвет, поэтому нет необходимости ее поверх грунтовать, так как нам как раз нужна такая идеальна и белая поверхность для того, чтобы ее разукрашивать узорами.

    Этапы создания филимоновской игрушки

    По такому принципу можно сделать любую филимоновскую свистульку из глины. Первым делом сначала мастер игрушку желтит, для этого широкой кисточкой наносят краску на фигуру, закрашивая ее определенные части тела. Можно чередовать линии, а потом круги или наоборот. Элемент свистульки, где человек касается губами остается незакрашенным.

    Вторым этапом является использование малиновой раскраски. Тонкой кисточкой нужно мастеру нанести разные узоры (елочки, треугольники, кружочки, полосы).

    И последним штрихом станет озеленение игрушки. Тоже берется тоненькая кисточка и таким же образом окрашивается.

    Главным инструментом этой росписи служит гусиное или же куриное перышко. Для данных изделий с филимоновской росписью необходимо применять специальную глину - синика, которую нашли в Филимоново.

    Занятия по филимоновской росписи в детском садике

    Для развития творческих способностей для детей будет полезными занятия по изготовлению филимоновской игрушки. Специально для ребенка можно делать ее из бумаги. Чтобы нарисовать филимоновскую игрушку, например, лошадь, сначала ищут соответствующие изображения лошадок, петушков, котов и т. д. Найти и распечатать из интернета шаблон для раскрашивания карандашом поэтапно совсем несложно. В основном в саду делают шаблон петуха, он самый простой. Знакомят деток с историей возникновения, и принципами филимоновской росписи и приступают к занятию. Для создания росписи будут нужными такие инструменты:

    1. Плакат с расписанными элементами росписи
    2. Несколько глиняных свистулек
    3. Шаблоны лошадок или петушков с нанесенным на них уже желтым цветом
    4. Палочки ватные либо кисточки
    5. Гуашь или цветные карандаши
    6. Палитра
    7. Емкость для мытья кисточек
    8. Салфетки

    Благодаря таким занятиям у малыша совершенствуется фантазия, развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. При занятиях можно читать стихи, художественную литературу, напевать песенки, показывать деткам картинки. Есть множество программ и курсов на тему - изучение филимоновской росписи в детском садике. Такие методы преподавания увлекут детей и большему научат. Заодно ребенок освоит культуру и традиции своего народа, а также приобретет новые навыки и научится рисовать простые элементарные геометрические элементы. А если ваш ребенок учится в школе, например, во 2 классе, и ему понадобилась презентация по филимоновской игрушке – будет полезно ознакомиться с нашей статьей.

    Богайцева Софья

    В данном проекте прослеживается история филимоновской игрушки от её возникновения и до сегодняшних дней.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ПРОЕКТ по Искусству « Древние образы в произведениях народного искусства. Связь времен». ЖЕМЧУЖИНА НАРОДНОГО ИСКУССТВА. ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА. Выполнила ученица 6 класса МКОУ «СОШ №15» Богайцева Софья Руководитель: Л.А.Сизоненко

    Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон. Н. Денисов

    Из истории Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки… Перед нами образ филимоновской барышни – потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России.

    Старый Одоев

    Из истории Есть в Одоевском районе Тульской области деревня Филимоново. По одной из легенд названа она так по имени деда Филимона, беглого каторжника, основавшего поселение. Рассказывают, что дедушка был гончаром «от бога», делал прекрасную посуду и не гнушался лепить свистульки и незатейливые игрушки из глины.

    Из истории Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки, да и странным он показался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил. Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.

    Из истории Официально же считается, что игрушечный промысел зародился в середине 19 века. Те места богаты особой глиной, « синикой ». Достаточно жирная, пластичная, она идеально подходила для гончарных целей.

    ИСТОКИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ Занимались этим традиционно мужчины-гончары. Но у них были жены и дети, а также оставалась глина, которую жадный до творчества народный ум тут же приспособил для детской забавы. Так произошло разделение труда – мужчины занимались серьезным гончарным промыслом, а изготовление игрушек, которые быстро нашли спрос и популярность в округе, отдали в женские руки. Внучки и дочки мастериц привлекались к этому интересному труду с семилетнего возраста. Девочек, которых любя называли «свистульками», учили лепить фигурки из жирной пластичной « синики ». При высыхании такая глина наиболее подвержена растрескиванию, и ее требуется разглаживать, разравнивать руками в процессе подсушивания. Отсюда «технологично» возникают вытянутые длинные, несколько непропорциональные силуэты традиционных филимоновских народных игрушек. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая удивительно изящную форму. После обжига, изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Игрушки, сделанные девочками, продавались на ярмарке, а на вырученные деньги приобреталось приданое. Так что, хорошая «свистулька» помогала стать еще и богатой невестой.

    Облик всех этих барынь, мужиков с гусями, да и самих коней, оленей, уток и прочей живности достаточно примитивен, скуп на детали и близок к древним примитивным фигуркам, которые использовались более для культовых целей, чем для развлечения детей.

    Роспись игрушки, символы. Заострить внимание стоит на росписи. Она немногоцветна. Для раскраски филимоновской игрушки используются малиновый, желтый и зеленый оттенки. Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

    ЧТО ГЛАВНОЕ В ИГРУШКЕ Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником.

    Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки ­ это птицы. Петушки ­ излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. Птицы - знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – Земли и обязательные спутники женских изображений.

    СВЯЗЬ ВРЕМЕН В экспозиции Одоевского музея Тульской области представлены, как филимоновские игрушки, так и образцы из других регионах России и даже из-за рубежа. В музее есть редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода. Ну и конечно в музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины, и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха. Здесь можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц. Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей.

    Народная игрушка - явление в русской культуре очень значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою родную деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего. В наше время промысел испытывает очередную волну интереса. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение
    «Чернятинская средняя общеобразовательная школа №15»

    Ефремовского района

    Тульской области

    «Наше культурное наследие – национальное достояние России».

    Проект (творческий)

    Жемчужина народного искусства.

    Филимоновская игрушка.

    Выполнила: Богайцева Софья 6класс

    Руководитель: Сизоненко Людмила Анатольевна

    Учитель ИЗО

    Д.Чернятино 2015

    1. Введение
    • Актуальность выбранной темы
    • Проблема (идея)
    • Цель проекта
    • Задачи, поставленные для реализации проекта
    • Вид проекта
    1. Этапы проекта и ожидаемые результаты
    • I этап –подготовительный
    • II этап – исследовательский
    • III этап – практический
    • IV этап – итоговый
    1. Выводы
    2. Приложение

    Актуальность проекта:

    Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы я хотела узнать об этом? Чему бы хотела научиться? Выполняя проект, я поставила перед собой задачу не только ответить на все вопросы, но и узнать много полезного и интересного.

    Проблема проекта

    Что же такое филимоновская игрушка? Сувенир? Детская игрушка? Магический предмет? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить в сувенирных магазинах, увидеть на фотографиях, в журналах, в музеях народного творчества. Филимоновская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки.

    Цель проекта:

    1. Познакомиться с народным промыслом «Филимоновская игрушка» (возникновение народного промысла в Филимоново, основные сюжеты игрушки, что главное в игрушке, почему такая форма, история промысла, современная жизнь игрушки).
    2. Научиться выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.


    Задачи проекта:

    1. Изучить истоки филимоновской игрушки.
    2. Выявить разнообразие росписи, символов, цветовую гамму.
    3. Развивать художественный вкус, умение видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности.
    4. Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.

    Вид проекта:

    Творческий.

    Формы работы:
    1. Подбор литературы о народном промысле "Филимоновская игрушка", иллюстраций.

    2. Рассматривание иллюстраций изделий мастеров филимоновской игрушки.
    3. Чтение стихотворений о филимоновских игрушках.
    4. Роспись игрушки.

    Этапы проекта

    I этап –подготовительный

    Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия.

    Создание презентации «Филимоновская игрушка».

    II этап –исследовательский

    Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.

    Изучить историю филимоновской игрушки, проследить её развитие.

    Изучить узоры при росписи игрушки.

    III этап – практический

    Применить знания об узорах при росписи игрушки.

    Нарисовать эскизы игрушек.

    IV этап – итоговый

    Обобщение результатов работы.

    Ожидаемые результаты:

    Овладеть знаниями и умениями по теме проекта.

    Уметь выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов.

    Уметь использовать при росписи игрушки знания об узорах.

    Уметь последовательно вести работу.

    Воспитание художественного вкуса, трудолюбия.

    Доказать, что в наше время игрушка, сделанная своими руками, может принести радость и быть полезной.

    Выводы:

    В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым.

    Народная игрушка - явление в русской культуре очень значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская игрушка, прославившая свою родную деревню у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего. Это очень великая и удивительная вещь в генетике этого промысла. Передается и сохраняется. Мне кажется игрушка нужна, она несет радость.

    Данный проект получился ярким, познавательным, практическим и результативным.

    Были прочитаны стихи об игрушке, изучена история игрушки, техника росписи.

    Считаю, что проект достиг цели.

    Информационно-методическое обеспечение

    1. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М.: Искусство, 1975.
    2. П. И. Уткин, Н. С. Королева. Народные художественные промыслы. Москва: Высшая школа, 1992.
    3. Большой Энциклопедический словарь. Филимоновская игрушка.
    4. http://www.viktur.ru/regions/tula-region/filimonovo-3513-936.html
    5. http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/filimonovckaa_igru6ka.htm
    6. Фотографии с сайта: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
    7. http://www.filimonovo-museum.ru/toy/history.html
    8. http://www.71r.ru/novosti/kultura/921/
    9. Стихи с сайта:http://www.comgun.ru/repair/4883-filimonovskaya-igrushka.html

    Приложение №1 Истоки филимоновской игрушки .
    Игрушка – одно из красочных проявлений народной, массовой культуры, ее самобытности и колоритности. Традиции искусства делать игрушки переходят из поколения в поколение; через игрушку передаются познания о мире, о жизни, труде и красоте. Игрушку можно смело назвать фольклорным элементом. Этот вид изделия из керамики известен человечеству с незапамятных времен, такие изделия из глины встречаются во многих странах.
    Русская глиняная игрушка рассказывает нам об особенностях русского народного творчества. Изучая народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом. В России наивысшего расцвета производство глиняной игрушки достигло в 18-19-ом вв., когда игрушка стала доступна не только для богатых, но и для простых людей.
    Часто символы и орнаменты игрушки или росписи могут без единой буквы рассказать нам много интересного, гораздо больше, чем даже письменные книги. Как же нам не беречь и не хранить эти уникальные произведения искусства?
    Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом.

    В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.
    В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.
    О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…

    Филимоновской игрушке более 700 лет.
    Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.
    Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.
    В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те.
    Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.
    Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.
    Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.

    Приложение № 2 Технология изготовления игрушки

    На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки

    Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная и сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне того большого оврага, что разделяет две деревни, строили из кирпича печи, в которые плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Закрывали все сверху черепицей, обкладывали березовыми дровами и поджигали. По рассказам очевидцев, обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая добела раскаленные горшки и игрушки.

    Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием - итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые мужики, бабы, ребятишки. Все ожидали чуда - появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенными взорами в виде игрушечных коней, медведей, всадников, во время обжига поменявших свой естественный серо-синий цвет на нежно-белый с розовым или желтоватым отливом. Игрушки открывались во всей своей первозданной красоте: великолепная длинная шея с маленькой головкой плавно переходит в упругое, крепкое туловище зверя с высокими ножками и вздернутой вверх укрупненной задней частью с коротким хвостиком-свистком.

    Но почему все-таки столь длинная шея у филимоновских зверушек? Дело в особых свойствах местной глины, которую за свой цвет прозвали "синикой". Глина эта удивительно пластична и податлива. Быстрыми движениями игрушечница сминает, вытягивает, сглаживает формы будущей свистульки. То из короткого толстого куса прямо на большом пальце формует юбку-колокол для барыни, а затем и всю ее фигурку ловко лепит из оставшегося сверху материала. То так изгибает жгут, что получается туловище животного, из которого вырастают четыре ножки и длинная шея с маленькой приплюснутой головкой на конце, а в полом утолщении задка острой палочкой-"пичужкой" протыкает две дырочки для свистка. Затем во время первоначальной просушки мастерица то и дело подправляет, удлиняет просевший и подсохший материал. Фигурки становятся от этого еще более изящными и легкими с виду.

    Но красота и оригинальность не только в особых качествах местной глины, пластичность которой мастерицы прекрасно используют. Народные художники не просто видят в игрушке какого-то конкретного зверя или птицу, но пытаются через свои творения выразить особое отношение ко всему на свете. И в этом - глубокие традиции крестьянского искусства. Своим фантастическим обликом свистульки деревни Филимоново дают людям возможность увидеть повседневную жизнь в другом - праздничном и сказочном виде.

    Приложение № 3 Роспись филимоновской игрушки и символы.

    Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. До сих пор игрушечницы пользуются для росписи куриными и утиными перышками, "ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно",- говорят женщины. Поначалу краску разводили "на полном яйце", и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон - краски стали более прочными, но и яркими, даже несколько пронзительно-ядовитыми.

    Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись.
    Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:
    сначала накладывают желтые полосы и пятна;
    потом их обводят красным;
    затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
    Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

    Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.
    В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.
    В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира

    Приложение №4 Стихи о филимоновской игрушке.

    Филимоновской игрушке

    Ты родилась на свет давно,
    никто не знает точно,
    но дорога ты всё равно
    и память держит прочно.

    Быть может, старый Филимон,
    идя сквозь лес широкий,
    решил построить себе дом,
    где был овраг глубокий.

    Деревни строили тогда
    в местечках неудобных
    и где скрывались иногда
    от войн междоусобных.

    И вот построил он свой дом,
    решил сложить и печку.
    Пошёл в овраг, где видел он
    ручей, бегущий в речку.

    На берегу ручья нашёл
    он то, что нужно было.
    Нашёл он глину и пошёл
    кусочек мня, как мыло.

    И вдруг из этого куска,
    что мял он неумело,
    вдруг появилась голова,
    потом рука и тело.

    А рядом внук его бежал,
    и он просил уж деда:
    " Дед, я свирель свою сломал,
    ты можешь что-то сделать?"

    И дед ни слова не сказав,
    проделал в глине дырку,
    потом другую, послюнявив,
    глядя на ту поделку.

    И вот бежит, свистит внучок,
    в что дед из глины сделал,
    почти, как маленький сверчок,
    что ночью дома бегал.

    И получилась у него
    забавнейшая штука:
    "Хоть не свирель, а всё ж свистит",-
    порадовал он внука.

    И вот ту синюю "свирель",
    что дед случайно сделал,
    забрал с собою внук в постель,
    к печи, что дед приделал.

    А утром бабушка взяла
    игрушку внука смело
    и в печку жаркую клала,
    чтоб крепче её сделать.

    Тогда ведь делали горшки
    и обжигали в печке,
    чтоб были прочными они,
    варить уху из речки.

    Когда же внук свирель искал,
    проснувшись лишь к обеду,
    игрушку жаркую достал
    и подал её деду.

    Игрушка белая была,
    и синь её пропала,
    и стала крепкою она,
    заливисто свистала.

    Вот так игрушка и пошла
    по всей Руси Великой,
    и филимоновской она
    явилась многоликой.

    А ведь свистком пугали зло,
    что век жило на свете,
    не потому ль сейчас темно
    в душе от злости этой?!

    Давайте вместе посвистим,
    назло всем тёмным силам,
    и будет солнце на Руси,
    а человек - счастливым!!!

    Приложение № 5 Связь времен

    В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.
    Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло. Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

    Денисов
    Николай Васильевич

    Дербенева
    Анна Иосифовна

    Зайцева
    Анна Гавриловна

    Евдокимова
    Елена Кузьминична

    Лукьянова
    Евдокия Ильинична

    Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
    В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская по производству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината. К сожалению это не спасало народную филимоновскую игрушку от забвения, когда волна первого большого интереса стала постепенно гаснуть. А мастерицы становились старше, подступали болезни, деревенская жизнь становилась все труднее, деревни попросту умирали, а вместе с ними уходило и крестьянское народное искусство.
    В 1984 году началось постепенное возрождение филимоновской игрушки выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомками филимоновских мастериц: Еленой Башкировой и Константином Кехаиди, Александрой Стуковой и Ириной Левитиной, Аллой Гончаровой, Владимиром Першиным и Еленой Орловой под руководством художника и искусствоведа Н.В. Денисова, но уже не в деревне, а в 14 км от нее, в соседнем Одоеве - поселке городского типа, а вернее сказать небольшом, но древнем городке.
    Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей. «А дело-то это не столь грязное, сколь доброе, светлое и чистое, - говорит Елена Кехаиди. - Ведь помнить мы должны, да и другим сказывать, как предки наши жили, чем занимались, хобби, значит, какое у них было. Интересно же. Да и поучительно. Душа-то от этой работы чище становится, ведь от игрушки-то добром веет, душу она человеческую согревает».

    Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.
    С 1998 года вблизи Филимонова проводится ставший с тех пор традиционным фестиваль народного творчества «Поляна», собирающий учащихся, студентов, художников и народных мастеров из разных уголков страны. Фестиваль «Поляна» выполняет важную роль в сохранении наших культурных традиций, сберегая знания народных промыслов, существовавшие, с незапамятных времен, на территории нашего многонационального государства.
    Музей «Филимоновская игрушка» - единственный специализированный музей, посвященный одноименной игрушке.
    Основу экспозиции составляют работы старых прославленных мастериц А.Г. Зайцевой, А.Г. Карповой, А.И. Дербенёвой, Е.И. Лукьяновой и Е.К. Евдокимовой, а также современных мастеров - В.Н. Масленниковой, Е.А. Орловой, В. Б. Першина, Р. В. Орлова, К. Н. и Е. И. Кехаиди и их сына Платона, М.Н. Марченковой, А.И. Гончаровой и ее дочери Анны, Г.В. Мишиной, И.Д. Бежиной, Е.М. Палевской.
    В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Ну и конечно в музее можно увидеть процесс создания игрушки, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.
    Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».


    © 2024
    toycountry.ru - Страна рукоделия