17.03.2024

Как сделать узелковый батик. Узелковый батик. Мастер-класс с фото для начинающих. Подготовка и окрашивание изделия


Самая древняя техника батика – это узелковый батик, его Родиной является Индокитай, а появилась она еще до VII века.
Сама по себе технология узелкового батика достаточно проста. Эта технология, также как и иные методики батика, предполагает зарезервирование ткани от попадания на нее краски, но в данном случае применяется не резервирующий состав, а разнообразные веревки, жгуты и нитки.
Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков, после этого — отпускается в краску, или краска наносится на кань кистью. Таким образом, после окончания процесса покраски, те места ткани, которые были обмотаны нитками, остаются неокрашенными. В результате такого способа на ткани будет получаться изображение, зависящее от способов завязки, обмотки, складывания и прошивки отдельных ее фрагментов.
Узелки можно вязать как вручную, так и посредством специальных крючков и иголок.
А теперь подробнее о самом процессе узелковой техники. Ниже подробно описаны необходимые для этого вещи.
1.Для начала определимся с тканью.
Рекомендуется использование хлопчатобумажных тканей, а именно, бязи, ситца, сатина, или тонкого простынного полотна. Оттенки тканей лучше выбирать в белых или светлых тонах, желательно, чтобы материал был однотонным и с редким набивным рисунком, таким, как, например, горошек или полоска.
Можно также использовать ткани, которые уже были в употреблении, особенно интересно будут смотреться те, которые потеряли свою яркость или выгорели на солнце.
С увеличением опыта в деле сложной узелковой техники и усвоения ее можно приступить к окраске натурального шелка, чистой шерсти или вискозной ткани.
Для батика нельзя использовать синтетические ткани или ткани с синтетическими волокнами, так как такие материалы требуют более сложной техники окраски и более сильных красителей. В случае, когда ткань представляет собой смешенные волокна, можно добиться красивого нечеткого и размытого рисунка. Происходит это потому, что анилиновые красители синтетические волокна не окрашивают.
2. Красители.
В технологии узелкового батика применяются анилиновые красители, применяемые для хлопчатобумажных тканей. Такие красители есть на прилавках в магазинах. Если есть желание, то Вы можете приготовить такие красители самостоятельно из природных, натуральных материалов. Например, луковая шелуха производит красивый желтый или коричневый цвет, а листья крапивы — насыщенный темно-зеленый.
3. Тоненький шнур или надежная нить. Их предназначение заключается в подготовке ткани к покраске.
4. Различные вспомогательные предметы. Это могут быть мелкие камушки, яичная скорлупа, кусочки дерева, формовые плоские ровные дощечки, бельевые и другие прищепки, пробки, необходимые для создания для штампов, пластмассовые коробочки, крышки и так далее.
5. Посуда для окраски ткани. Из посуды Вам понадобятся:
а) стеклянная или керамическая емкость, необходимая для разведения красок,
б) эмалированная кастрюля, подходящая для окрашивания изделий,
в) емкость, в которой будет ополаскиваться ткань после процесса окрашивания,
г) пластмассовая бутылка, в которой будет храниться краситель, деревянная лопатка, которая пригодится для помешивания ткани.
Техника выполнения.
Узелковая техника является достаточно доступной и легкой в исполнении. Этой техникой может овладеть каждый желающий, не обязательно наличие художественных навыков для создания интересных рисунков с помощью узелковой техники батика. Ее можно проводить в кружках, на трудах в школе или просто для себя.
Принцип техники заключается в том, что кусочек ткани, который не должен окраситься, завязывается таким образом, чтобы краска до него не добралась и не окрасила. Для этого пригодятся такие предметы, как, прищепки, узелки, зажимы, помогающие зарезервировать ткань.
Подготавливать ткань к окрашиванию можно несколькими способами, а именно, с помощью завязывания, закручивания, складывания и подгибания, зашивания.
Способом завязывания можно изготавливать прекрасные , скатерти, а также одежду. Этот способ заключается в произвольном собирании ткани или заглаживании ее, перевязке нитью, или завязывании узлов в определенных местах.
Способ скручивания предполагает тугое скручивание материала и перевязки его затем нитью.
Посредством узелкового батика получаются красивые, оригинальные и интересные вещицы, кроме того, ее легко освоить и воплощать свои фантазии в жизнь с помощью данного творческого процесса.

Сегодня мы поговорим об одном из древнейших способов окраски ткани. Наверняка Вы часто видели одежду и аксессуары из ярко окрашенной ткани с причудливыми узорами. Они бывают многоцветные, однотонные, яркие, приглушенные по цвету.

Узоры часто представляют собой спирали, “ракушки”, ромбы. Вещи, созданные в этой технике, отличаются яркостью, самобытностью и неповторимостью.

Существует метод окраски ткани после складывания материала определенным образом. Различные варианты сложения создают неповторимые рисунки. Это техника узелкового батика. При работе в ней могут использоваться камни, пуговицы, пробки — все что угодно.

Узелковая техника отлично подходит тем, кто любит интересные абстрактные узоры или сомневается в своих способностях рисовать, а создать оригинальную вещь своими руками ой как хочется!

Именно в ней можно, последовательно сделав ряд несложных действий, развернуть ткань и ахнуть от изумления, восхищаясь полученным результатом.

Из несомненных плюсов узелковой техники могу отметить простоту в исполнении. То есть никаких художественных навыков здесь не требуется, рисовать мы не будем, строить композицию, делать эскизы и переводить их на ткань не нужно.

Получается всегда интересный, непредсказуемый результат, вызывающий бурю восторга. Ещё плюс — доступность. Нам понадобятся только хорошая ткань, краски, внимание и терпение.

Ну что? Любопытство, интерес и желание попробовать есть? Тогда идем дальше!

Суть действий проста. Ткань завязывают в узлы в произвольном порядке или по определенной схеме — выбор за мастером. Хаотически обматывают нитками, иногда заворачивают в материал камешки разной величины.

После перекрученную ткань окрашивают. В места, туго перетянутые нитками или завязанные узлами, не попадает краска — таким образом и получается оригинальный рисунок.


Красить ткань таким образом начали в далекой древности. Даже самая простая ткань после такой обработки становится оригинальной и неповторимой. Можно разделить процесс на несколько этапов, перевязывая по-новому уже окрашенную ткань.

После 2-3-х разового повторения действий получается более интересный рисунок. Так можно красить, переходя от светлого к темному, добиваясь цветовых растяжек.

Для узелкового батика подходят различные ткани, но лучший эффект получается на натуральном материале. Важно брать сочетаемые ткани и краски.

В Индии этот вид окрашивания ткани называется “бандан”. Мастера завязывают узелки в определенном порядке, создавая сложные узоры. После окрашивания ткань не проглаживают, сохраняя гофрированный эффект. Таким образом в Индии оформляют праздничную одежду.

В Японию эта техника попала из Китая и получила название “шибори”. В наше время одежда и аксессуары, окрашенные в технике шибори, пользуются большой популярностью.

Итак, подробнее про технику выполнения. Для работы нам понадобятся: материал, краски, кисти, нитки, поверхность, которую не жалко испортить, емкости для просушивания ткани, ну, и средства для оперативного устранения всяких неожиданных казусов (бумажные полотенца или салфетки вполне подойдут).

Сначала нужно постирать и высушить ткань. Затем подготовим наше рабочее место — накроем стол полиэтиленом или любым другим материалом, который защитит поверхность от краски.

Начинаем работу. Ткань можно складывать в любом направлении, завязывать в узелки в определенном порядке или хаотично, можно обмотать нитками или перевязать резинками.

После того, как материал связан, погружаем его в воду, вынимаем и отжимаем. Начинается следующий этап — окрашивание. Тут есть свои нюансы. Если у Вас краска парозакрепляемая, то после окончания работы материал нужно будет запаривать. Если термозакрепляемая, то проглаживания утюгом будет достаточно для фиксации красок.

У термозакрепляемых есть одна особенность. Если ими злоупотреблять и наносить в 3 и более слоев, то есть шанс получить в итоге неприятные уплотнения.

Окрасить подготовленную ткань можно в разные цвета, но не забываем, что они должны сочетаться друг с другом. Берем кисточку и наносим на влажную ткань краски.
Работа всегда ведется от светлого к темному.

Закончив действие, оставляем ткань до полного высыхания. Затем освобождаем от ниток, резинок и узелков, разворачиваем и проглаживаем утюгом, выбрав подходящий температурный режим.

Экспериментируйте, пробуйте. Существуют определенные схемы складывания для получения определенных узоров. Эта техника идеально подходит для создания оригинальных вещей, аксессуаров. Можно расписать платки и палантины, банданы, салфетки и дарить их друзьям и близким.


Сейчас пользуются большой популярностью вещи с яркими, необычными узорами, а если изделие рукотворное, то цена его возрастает в разы. Начните, может это станет Вашим первым шагом в новой увлекательной профессии.

Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик в Африке

В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.


Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Сочетание узелкового батика с другими техниками

Узелковый батик можно сочетать с другими техниками - с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

Использование узелкового батика

Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.

Узелковый батик по праву можно считать самым легким видом росписи тканей. Здесь не нужно иметь выдающихся талантов или предварительно подготавливать эскизы, даже запасной состав не нужен, лишь ткань, краситель и разные шнурки, веревки, камушки, пуговицы и прочая мелочь, при помощи которой можно сделать узоры на материале.

О популярности техники батик говорит то, что ее начинают изучать еще в детском саду. И в школе программа предмета Технология за 5 класс подразумевает изучение этой техники. Делать картинки в технике батик увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. Картинки с примерами готовых работ вы можете посмотреть в нашей галерее, а в статье вас ожидают поэтапные схемы изготовления и много другой полезной информации.

Сегодня мы создадим узелковый батик по нашему мастер-классу.

Метод создания этой техники заключается в последовательном складывании или завязывании материала с последующим нанесением красителя, при этом в некоторые места связанные узлами краситель не попадает и создаст интересные и красивые узоры, а также переливы цветов.

Узелковый батик прекрасно подходит для начинающих мастериц , которые только взялись осваивать этот вид техники, при помощи батика можно наглядно увидеть и осознать, каким способом смешиваются краски между собой, как ведут себя на разных материалах, чтобы потом использовать эти знания в более сложных разновидностях росписи.

К тому же, не надо покупать дорогие материалы, инструменты, красители или другие атрибуты для росписи материала – для первого раза можно начать изготовление замысловатого узора на майке или окрасить шарфик. Способы складывания материала в узелковом батике могут быть самыми разными – можно просто завязать пару узелков, можно перевязать часть материала шнурками, или сложить в технике оригами.

С узелковым батиком довольно приятно экспериментировать, каждый раз получается что-то необычное и красивое .

В этой технике применяются анилиновые краски для определенных видов тканей, которые можно приобрести в специальном магазине. Если у вас иная ткань, то и краски выбирайте подходящие, иначе результат работы может быть не таким, как вам хочется.

Многие художники в своих шедеврах совмещают узелковый и холодный батик , окрашивая вначале фон при помощи узлов и перевязок, а потом уже наносят какие-либо рисунки на готовый фон или с помощью узлов получают нужные им рисунки, а затем доделывают и остальные детали. Получается очень мило и оригинально.

Для полного ознакомления с техникой узелкового батика, представим вашим глазам мастер-класс по окрашиванию простой светлой бязи (можно выбрать любой другой хлопковый материал, главное, чтобы ткань была светлого цвета)

Галерея: узелковый батик (25 фото)


















Мастер-класс по окрашиванию материала

Какие материалы и инструменты, потребуются для работы:

  • Кусок хлопка размером где-то 40*40 сантиметров.
  • Карандаш.
  • Прочные ниточки для шитья.
  • Красители.
  • Обычная сода.
  • Иголка.
  • Шприц для инъекций.

Поэтапный процесс работы

  • Первый этап.

Приготовим раствор соды в теплой воде в соотношении 1,4 стакана соды на литр водички, тщательно размешиваем все до полного растворения соды. На подготовленном куске материала чертим три геометрические линии.

  • Второй этап.

По размеченным линиям проложим разные стежки (нужно завязать узлы на конце нитки, чтобы строчка не распускалась)

  • Третий этап.

Все прошитые строчки медленно стянем до предела и закрепим узлами, чтобы материал не распустился, должна получиться определенная картина.

  • Четвертый этап.

Полученный узел погрузим на 30 минут в заранее созданный раствор кальцинированной соды.

  • Пятый этап.

Через полчаса вытащим узел из раствора, отожмем лишние жидкости и разложим материал на полиэтилене.

  • Шестой этап.

Польем наш материал красителем темного цвета с помощью шприца, потом поместим материал в полиэтиленовый пакет и оставим прокрашиваться где-то на сутки.

  • Седьмой этап.

Когда материал полностью окрасится, прополощем его вначале в холодной, затем в теплой водичке, далее, медленно распустим строчки и простираем ткань в теплой водичке с простым мылом. После высыхания материала, разгладим все утюгом. Работа закончена.

Открытка «Букет цветов» мастер-класс и схема

Какие материалы нам потребуются для работы :

  • Разная ткань, бязь и ситец.
  • Нитки.
  • Острые ножницы.
  • Специальная кисточка №4.
  • Краски.
  • Стакан и вода.
  • Специальный клей.

Пошаговый способ выполнения открытки :

  1. Возьмем ткани. Размеры выбираем на свое усмотрение.
  2. Маркером для ткани пометим, где у нас будут цветы.
  3. В отмеченных местах, берем ткань тремя пальцами, вытянем и закрепим ниткой, не завязывая ничего.
  4. Отрезаем ещё одну нитку и заматываем ее пониже.
  5. Узел готов.
  6. Также выполняем второй и третий узел.
  7. Кладём клеёнку на твердую поверхность, берем краски и закрашиваем лишь верхнюю часть.
  8. Другими цветами окрасим центр и нижнюю часть.
  9. Потом окрашиваем второй и третий узел.
  10. Разматываем нити и разворачиваем материал.
  11. У всех рисунок получится разным.
  12. Дорисовываем кисточкой стебель, листочки.
  13. Чтобы нарисовать листья, можно взять сухой лист, украсить его краской и приложить на материал.
  14. Докрашиваем фон.
  15. Сушим ткань. Для этого можно использовать утюг или фен.
  16. Обрезаем уголки.
  17. Берем цветной картон и приклеиваем в нужные места.
  18. Кладём все под пресс, чтобы ничего не погнулась.
  19. Работа завершена.

Узелковый батик
Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Крашение

Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.

Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением.

Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.

А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.


© 2024
toycountry.ru - Страна рукоделия